Чему обучают ребёнка в детском саду

Образовательная программа дошкольного образования
|
0,2 Мб
Скачать
Автор: Коллектив авторов
  1. Образовательная программа дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 234» Заводского района г. Саратова (далее - образовательная программа, Программа) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 32 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776) (далее – ФГОС ДО, Стандарт) и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028. Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 декабря 2022 г. № 74847) (далее – ФОП ДО).
  2. В соответствии со ФГОС ДО:

В Программе учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена:

  • на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующему возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет систему условий социализации и индивидуализации детей

3. В соответствии с ФОП ДО образовательная программа реализует несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

1) Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном содержании, доступными средствами.

2) Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

3) Создание единого, федерального образовательного пространства воспитания и развития детей от рождения до восьми лет, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места и региона проживания.

4. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

5. Программа разработана с учетом 12 часового пребывания детей в МДОУ «Детский сад № 234» (далее - ДОУ) для 5 возрастных групп, в том числе 4 группы общеразвивающего вида, 1 группа раннего возраста:

Наименование группы

Возраст детей

1 младшая группа

1 – 3 года

2 младшая группа

3 – 4 года

Средняя группа

4 – 5 лет

Старшая группа

5 – 6 лет

Подготовительная к школе группа

6 – 7 лет

6. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по направлениям развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Содержание Программы и планируемые результаты, осваиваемые обучающимися ДОУ соответствуют базовому объему и содержанию дошкольного образования, определенным ФОП ДО, которые являются едиными для Российской Федерации.

7. Образовательная программа включает в себя учебно-методическую документацию:

  • методические пособия для решения образовательных задач Программы;
  • рабочая программа воспитания;
  • режим дня всех возрастных групп ДОУ;
  • сетка занятий для всех возрастных групп ДОУ;
  • календарный план воспитательной работы и иные компоненты.

8. В Программе отражены обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

  • При составлении обязательной части Программы использовался учебно-методический комплект комплексной авторской программы дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-синтез, 2015.

При составлении части, формируемой участниками образовательных отношений, учитывались потребности, интересы и мотивы детей каждой возрастной группы, членов их семей, возможности педагогов и сложившиеся в ДОУ традиции. Авторским коллективом определены приоритетные направления образовательной деятельности в различных видах деятельности и культурных практиках с применением методических пособий или авторских методик:

Приоритетное направление развития

Название программы

Преимущества программы

(ее значимые характеристики)

Физическое развитие

Региональная образовательная программа «Основы здорового образа жизни» /О.П. Аккузина и др. 3-е изд., перераб. и доп. – Саратов: ООО «Издательство «Научная книга», 2014

Направлена на формирование представлений о здоровом образе жизни и воспитание навыков здоровьесбережения: формирование личности, способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно; творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции; формирование навыков безопасного поведения, эффективного взаимодействия с людьми;  получение знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей; формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания, закаливания, физической культуры и других способов самосовершенствования собственного здоровья

Познавательное развитие

Региональная программа духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Познаём красоту души» / под редакцией Н.Н. Ценарёвой – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016.

Направлена на формирование духовно-нравственного потенциала развивающейся личности посредством приобщения его к ценностям православной культуры и традициям русского народа средствами литературы, искусства, народной и православной культуры в различных видах деятельности (игры, развлечения, экскурсии, творческая деятельность и др.) в соответствии со спецификой культурных и иных условий.

В соответствии со Стандартом обязательная часть Программы составляет 90% от общего объема Программы, часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет 10% от общего объема Программы.

9. Структура Программы:

В Программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.

В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы её формирования; планируемые результаты освоения Программы в раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов

Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее – КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.

В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания (далее – Программа воспитания, РПВ), которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Состоит из инвариантной и части формируемой участниками образовательных отношений.

Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОУ; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Раздел включает перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений. В разделе представлены режим дня и сетка занятий во всех возрастных группах, календарный план воспитательной работы.

Все разделы образовательной программы разработаны в обязательной части в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО, в части, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с парциальными программами: «Основы здорового образа жизни» Н.П. Смирновой, «Познаём красоту души» Н.Н. Ценарёвой.

10. Реализация Программы предполагает интеграцию обучения и воспитания в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом принципов дошкольного образования, зафиксированных во ФГОС ДО.

Освоение образовательной программы воспитанниками ДОУ осуществляется также через организацию сетевого взаимодействия на договорной основе с учреждениями образования, культуры и спорта:

Наименование учреждения образования, культуры, спорта

В рамках реализации

Мероприятия

Студии детских развлечений «Аленький цветочек», Театр-студия «5 +», «Январский слон»

Годовой план ДОУ

Проведение различных мероприятий, событий и акций воспитательной направленности

МБУДО «Детская школа искусств № 2»

Совместный план работы культурно-просветительской деятельности для воспитанников, педагогов и родителей (законных представителей).

Посещение уроков и занятий, консультации для воспитателей и родителей, концерты для воспитанников

МАОУ «СОШ № 16»

Совместный план преемственности между дошкольным и начальным образованием

Посещение уроков и занятий, семинары, практикумы, консультации для воспитателей и родителей, беседы, методические встречи, экскурсии для воспитанников, дни открытых дверей, совместные выставки, развлечения

При соблюдении требований к реализации Программы и создании единой образовательной среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.

11. В Программе предусмотрена коррекционно-развивающая работа для следующих категорий воспитанников:

  • дети с ограниченными возможностями здоровья,
  • дети из социально уязвимых групп (дети из семей, находящихся в социально опасном положении),
  • дети из семей вынужденных мигрантов,
  • дети из семей других национальностей
  • часто болеющие дети характеризуются повышенной заболеваемостью острыми респираторными инфекциями, которые не связаны с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к большому количеству пропусков ребёнком в посещении ДОУ;
  • обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;
  • одаренные дети.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
|
0,2 Мб
Скачать
Автор: Коллектив авторов

Реализация Программы предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом общих принципов дошкольного образования и специфических принципов и подходов к формированию АОП ДО для обучающихся с ТНР.

Программа является основой для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.

Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Задачи Программы:

- реализация содержания АОП ДО для обучающихся с ТНР;

- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ТНР;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ТНР, в т.ч. их эмоционального благополучия;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирование общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ТНР;

обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР;

обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie